Курс не имеет прагматического значения, а формирует взгляд на кинематограф в культурологическом контексте гуманитарного знания.
Исследование кинематографа будет проводится методом герменевтики, как синтетического подхода, в котором соединяется фото, живопись, литература, музыка, философия и мифология.
На занятиях мы будем обращаться к античности, средневековью, возрождению, новому времени, к идеям Сартра, Камю, Достоевского, Ницше, Кафки, Бахтина, Лосева и др.
Фильмы, которые изменили видение и понимание мира, сознания людей, и повлияли на развитие кинематографа, будут рассматриваться не в линейной последовательности.
В предмет изучения войдут такие понятия, как мифологическое пространство и время, мифология цвета, инициации, элевсинские мистерии, эрос и танатос, амбивалентность, карнавальная культура, пограничные ситуации в экзистенциализма, психоаналитические модели в поведении человека, рациональные и иррациональные сновидческие образы в сознании человека.
Темы занятий:
- Мифологическое время и пространство, первообраз, инициация. А. Довженко
- Авангард, как направление. Д. Вертов
- Катарсис, Платон, Аристотель, современные интерпретации
- Элевсинские мистерии. Отношение к смерти. Эрос и танатос
- Понятие амбивалентности. Карнавальная культура
- Понятие телесности, идеал и повседневность
- Новая волна. Французское кино. Ф. Трюффо
- Творчество А. Тарковского
- Выражение движения мысли. Ж-Л. Годара
- Понятие остранение и его современная интерретпция. Мир глазами постороннего
- Кинематограф С. Эйзенштейна.
- Итальянский кинематограф, особенности стиля
- Ф.Феллини
- Хичкок, идеальное воплощение замысла, тема жизни и смерти
- В.Вендерс. Небо над Берлином
- Немецкое кино
- С. Сокуров. Особенная позиция режиссёра, взгляд вне времени и смерти. Ранние работы. Эллегия дороги
- Брессон.Приговоренный к смерти бежал, Дневник сельского священника. Философия или Иконографичность творчества.
- Бергман. Земляничная поляна. Седьмая печать
- Довженко Мать
- Фильм Виго. Аталанта
- Законы комических жанров
- Понятие классики и наследования в кинематографе и культуре
- Польское кино. Кислевский, Вайда, Занусси
Предполагаются задания: просмотр фильмов студентами, разбор отрывков на занятиях, лекции, вопросы-ответы, по желанию написание работы с анализом фильма, направления или творчества режиссёра.