В сущности, ведь, для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным». А.П. Чехов Эффективность и успех в карьере и жизни во многом зависят от того, как вы выглядите, как вы держитесь в обществе. Умение слышать собеседника, поддержать разговор, развить тему, участвовать в дискуссии, а также владеть этикетом, и речевым этикетом в частности, позволяют добиться внимания окружающих и чувствовать себя комфортно в любых кругах общества.
Мы предлагаем с помощью некоторых базовых элементов театральной методики (мастерства актера, сценической речи и сценического движения) познать собственные выразительные средства и научиться ими пользоваться
— органично взаимодействовать с окружающими, слышать себя и партнера, освоить русское литературное произношение, ориентироваться в нормах ударений и стилистики, развить свой голос, добиться чистоты и четкости дикции.
Программа курса- Устранение индивидуальных речевых недостатков, говоров и диалектов
- Выработка русского литературного произношения
- Развитие голоса, освобождение дыхания
- Развитие культурно-речевых, стилистических, риторических навыков
- Укрепляющий речеголосовой тренинг
- Тренинг исполнительского мастерства — снятие мышечных зажимов, воспитание внимания, развитие творческих способностей, познание собственных выразительных средств и умение ими пользоваться
- Речевой этикет
Темы занятий1. Введение в курс.
2. Определение индивидуальных речевых недостатков. Способы устранения.
3. Развитие речевого аппарата. Артикуляция (внешняя и внутренняя)
— освобождение и тренировка.
— Артикуляционная гимнастика
— Внутриглоточная артикулиция
— Подготовка речевого аппарата к звучанию
4. Основы дыхания. Базовый тренинг.
— Связь дыхания и голоса с центральной нервной системой
— Взаимосвязь и взаимозависимость дыхания и голоса
— Речевое дыхание (отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, слишком большой запас воздуха «сдавливает» звук)
— Освобождение дыхания. Свободное дыхание позволяет избавиться от шумного вдоха (всасывания воздуха), вредного для всего речевого аппарата и для здоровья вообще, мешающего восприятию
— Упражнения на воспитание правильных вдохов и выдохов при смешанно-диафрагматическом дыхании, укрепление мышц брюшного пресса, диафрагмы и межреберных мышц, формирование короткого вдоха и длинного выдоха.
5. Голос. Основы освобождения и воспитания речевого голоса. Базовый тренинг. Индивидуальные рекомендации.
— Лекция по теории голосообразования. Взаимосвязь с нервной системой, понятие атаки звука
— три типа атаки: твердая, придыхательная и мягкая. Воспитание мягкой атаки, понятие о регистрах, диапазоне речевого голоса, его устойчивости, полётности, гибкости, выносливости.
— Система упражнений, позволяющих выявить лучшие качества голоса, определить и разработать его середину, расширить диапазон, увеличить длительность звучания, развить выносливость. Основная цель предложенных упражнений
— найти легкое, без напряжения звучание, удобную «середину» голоса, с использованием резонаторов. Для правильного звукообразования необходимо укрепить и освободить от ненужного напряжения мышцы речевого аппарата и определить верное положение корпуса и головы.
6. Способы устранения говора.
Начало работы по устранению диалектного произношения, говора. Русское литературное произношение.