Кинооператора в титрах современных фильмов часто называют "Cinematographer" – "кинематографист", потому что это его умением, его трудами, через его взгляд мы погружаемся в художественное пространство аудиовизуального произведения. Современные технологии существенно поменяли работу кинооператора: появились лёгкие маленькие камеры сверхвысокой чувствительности, практически нет ограничений в объёме снимаемого материала, появились доступные стабилизирующие устройства и дроны и прочее, и прочее. И при этом основы искусства кинооператора – автора изобразительного решения фильма – остались неизменны.
Данная программа вбирает в себя наработки и открытия сделанные как великими мастерами прошлого, такими как Борис Кауфман, Эдуард Тисе, Андрей Москвин, Гунар Фишер, Свен Ньюквист и Вадим Юсов, так и ныне работающими кинооператорами: Виторио Стораро, Кристофером Дойлом и другими.
В процессе обучения кинооператоры должны ознакомиться с теорией работы с камерой, оптикой, светом. Особое внимание будет уделено практическим занятиям. А также просмотру и разбору как классических, так и современных фильмов.
Методика занятий по предмету «Искусство оператора» Занятия будут проходить по следующим направлениям: лекции, просмотры фильмов, практические занятия.
Содержание курса:
1. Введение в курс, работа с камерой- История возникновения кинематографа
- Кинокамера
- Плёночная негативно-позитивная технология и её влияние на изобразительное решение фильмов
- Современные кинотехнологии
- Функции цифровых камер, настройки камеры, установка правильной экспозиции
- Форматы цифрового изображегия
- "Сырое" изображение RAW и другие виды изображения
- Объективы: основные термины, типы объективов, Глубина резкости. Использование основных объективов
2. Кадр, съемка- Размеры пленочных кадров
- Углы съемки
- Движение камеры
- Панорамирование
- Основные принципы кадрирования и композиции
- Создание композиции кинокадра
- Компановка портрета, натюрморта, пейзажа
- Движение камеры
- Съемка с рук и со штатива
3. Свет- Качество света: направленный и рассеяный, цветовая температура
- Различные источники света: дневной свет, лампы накаливания, люминесцентные лампы, LED, HMI
- Типы осветительных приборов: с открытым светом, линзовые прожекторы ("френель", Dedolight, PAR) кинофло, светодиодные панели
- Дополнительные принадлежности для освещения: фильтры, рамки, флаги, отражатели, рассеиватели, стойки и т.п.
4. Освещение- Основные принципы освещения, трехточечное и пятиточечное освещение
- Ключевой свет
- Постановка рисующего света
- Заполнение и контраст освещения
- Контровой и моделирующий свет
- Комбинация различных источников света
- Приборы измерения и оценки света: экспонометры, колорметры
- Измерение света
- Соотношение уровней освещённости
- Установка правильной экспозиции
- Использование серой карты
- Спотметры
- Создание световой атмосферы и светового решения эпизода, фильма
5. Особенности съёмки документального материала- Изобразительная стилистика документального фильма
6. Подготовительный период- Выработка изобразительной стилистики будущего фильма
- Раскадровка
- Схема света
- Подбор съёмочной техники, оптики и осветительной аппаратуры
7. Работа оператора на съёмочной площадке- Взаимодействие с операторской группой (ассистентом, фокуспуллером, осветителями), режиссёром, звукорежиссёром, актёрами
8. Участие оператора в постпродакшне- Цветокоррекция
- Создание мастер-файла и экранного файла (DCP)
9. Практические задания