Программа курса
«Монтаж есть особый, специфически кинематографический способ обозрения мира, способ раскрытия событий. Являясь одной из важнейших сторон кинематографического зрелища и во многом определяя метод подачи художественного материала…» М.И. Ромм
Современные веяния в области новых технологий, используемых в кинематографе и на телевидении, диктуют и новые подходы к изучению такой важной дисциплины как «Теория и практика монтажа».
Основная задача курса по предмету «Теория и практика монтажа» — понимание и усвоение студентами того, что монтаж является одновременно как творческим, так и техническим инструментом режиссера. Поэтому его необходимо рассматривать в нескольких аспектах: как средство для создания художественной выразительности, специфики киноязыка и как ремесло. Будущий режиссер монтажа должен знать основные законы монтажа, правила грамотной съемки, теорию монтажа в связи с основами режиссуры, кинодраматургии, операторского мастерства, живописи, музыки, театра и т.д.
Изучая монтаж, можно сказать, что это драматургия или конструкция всего игрового фильма, документального фильма, телепередачи. Элементы монтажа можно обнаружить не только в кинематографе, но и в докинематографическом периоде человечества, в поэзии, прозе, живописи, музыке, архитектуре.
Данная программа вбирает в себя наработки, сделанные теоретиками кино: Л. Кулешовым, С. Эйзенштейном, В. Пудовкиным, Д. Вертовым, А. Пелешяном, А. Тарковским, Д. Арижоном. У. Гриффитом и др.
В процессе обучения режиссеры монтажа должны ознакомиться с теорией монтажа. Особое внимание надо уделить практическим занятиям. Это должны быть упражнения по грамматике монтажной многокамерной съемки; монтаж практических заданий, используя кинопленку; ознакомление с новыми видеотехнологиями, а также просмотры и разборы фильмов, обсуждение не только классических фильмов, но и современных фильмов, получивших признание на международных кинофестивалях.
Методика занятий по предмету «Теория и практика монтажа»
Занятия будут проходить по следующим направлениям: лекции, просмотры фильмов, практические занятия, изучение правил грамматики киноязыка.
1. Докинематографический монтаж. Зарождение монтажного принципа
2. История киномонтажа (1895—1920) от Люмьеров до Дэвида Уолтера, Гриффита
3. Теории киномонтажа
4. Д. Вертов «Человек с киноаппаратом»
5. Л. Кулешов «По закону»
6. С. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин»
7. Неореализм — новые тенденции в монтаже
8. Французская «новая волна». Авторский монтаж
9. Поэтический кинематограф
10. Понятие глубинной мизансцены. Внутрикадровый монтаж
11. А. Тарковский. Запечатлённое время. «Иваново детство», «Андрей Рублев»
Практический монтаж
Во время занятий практическим монтажом студенты должны смонтировать из подобранного материала ролики по заданным педагогом темам.
Во всех упражнениях можно подкладывать музыкальное сопровождение.
Просмотр педагогами монтажных работ.
Просмотр раскадровок и планировок к картине, стиху, рассказу.
Грамматика киноязыка
1. Кадр. Крупность. Размещение персонажей в кадре.
2. Пять базовых позиций камеры. Точка съемки, ракурс.
3. Монтажная съемка диалогов.